Украинский проект «Ре-визия истории…» (2019): смена идентичности и трансформация памяти – основные орудия когнитивных войн против России

В статье анализируется культурный проект украинской общественной организации «Интерньюз-Украина», реализованный в 2019 году при поддержке европейских фондов деятелями культуры,
интегрированными в европейское образовательное пространство. С помощью культурологического анализа коллективной памяти русских Украины как социальной группы показано, что проект направлен на трансформацию русской культурной идентичности путем инверсии ключевых топосов коллективной памяти и замены их идеологическим метанарративом, построенным на антирусской риторике. Анализ деконструкции нарративов в проекте «Ре-визия истории…» показал, что для воздействия на аудиторию используются противоречивые риторические стратегии и манипуляции сознанием. Цель воздействия на русских Украины посредством таких проектов – легитимизировать политическую власть Украины, осуществляющую антирусскую политику. Уничтожение письменного русского языка и запрет современной русской культуры в стране отрезают русских Украины от русской культурной памяти и включают их в украинское культурное пространство, построенное на интерпелляции русских как маргинальной и доминируемой группы в социуме. Отмечено, что индивидуальных стратегий сохранения русской идентичности на Украине недостаточно, поскольку идентичность всегда транслируется и сохраняется с группой, коллективную память которой она формирует.

Ищенко, Н. С. Украинский проект «Ре-визия истории…» (2019): смена идентичности и трансформация памяти – основные орудия когнитивных войн против России / Н. С. Ищенко // Тетради по консерватизму. – №2. – 2024. – С. 125-135.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

На сайте Социологического института РАН выложен сборник материалов конференции «Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций» (https://socinst.ru/publications/socpractices2024/), состоявшейся в июне 2024 года. Я для этой конференции делала доклад…

Белоснежка на границе миров: лиминальный персонаж в сказке Вени Дркина

Первая статья, опубликованная в календарном 2025 году, посвящена Вене Дркину. С Валентиной Васильевной Патерыкиной активно работаем над монографией о луганской андеграунде, где будет глава и о творчестве Вени. Предметом исследования…

You Missed

Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

  • От ninaoft
  • 18 февраля, 2025
  • 3 views
Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 55 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 37 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 30 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 26 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 22 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер