Опубликован сборник по итогам конференции «Утопические проекты в истории культуры». Я участвую в этой конференции не первый год, и в 2024 году представляла доклад о романе Елены Хаецкой «Падение Софии». В работе исследуется гностический миф о прогрессе и его отражение в современной русской историософской литературе на примере фантастического романа Елены Хаецкой «Падение Софии» (2010). На основе анализа гностических корней больших нарративов модерна, проведенного Э. Фёгелином, а также наблюдения о конце темпорального режима модерна А. Ассман показана значимость хронотопа дома и культурного мифа усадьбы как выражения современного постэсхатологического сознания в русской культуре. Отказ от гностического мифа о прогрессе и мировой революции выражается в художественном пространстве романа как противопоставление нового духовного человека Софии Думенской, переступающей через моральные нормы ради власти, и помещика Трофима Городинцева, отказывающегося от такого пути. Так в романе опровергается центральная гностическая мифологема о том, что духовность и культура делают своего носителя морально высшим существом.
Ищенко, Н. С. Утопия и постэсхатология в романе Елены Хаецкой «Падение Софии» / Н. С. Ищенко // Утопические проекты в истории культуры : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Утопические проекты в истории культуры» на тему «Социализм между утопией и антиутопией» / отв. ред. Т. С. Паниотова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2024. – С. 47-52.