С начала СВО в 2022 году в России возникают законодательные инициативы по признанию Украины государством-террористом. Эти попытки безуспешны не только потому, что в России нет законодательного механизма признания государства террористическим, критерии такого признания не выработаны, а механизмы законоприменения не существуют. Концепция страны-террориста имеет смысл только в рамках международного сообщества, основанного на взаимном признании сакральности прав человека.
В современном международном праве исчезает понятие гражданской войны и войны за территорию, поскольку в этих случаях нужно признавать минимум две стороны и соответственно конфликт интересов, в котором каждая из сторон имеет все права отстаивать свою позицию. Чтобы избежать признания субъектности одной из сторон военного конфликта, используется учение о правах человека, которые рассматриваются как безусловная ценность, стоящая выше любых интересов. Выступление против прав человека, действительное или мнимое, делает выступившего террористом и лишает его статуса договаривающейся стороны. Возникает дискриминационная война. Модель дискриминационной войны – полицейская операция.
Войны последних десятилетий, которые ведут страны западной культуры, представляют собой войны одной стороны против абсолютного врага, в которых противник лишен субъектности и выведен из сферы действия гуманистической идеологии и правовых норм. Война в Донбассе в 2014-2022 гг., до начала СВО, является дискриминационной, поскольку республики Донбасса не были субъектами международного права, переговоров и перемирия. С 2022 года Украина пытается сделать то же самое с Россией, но безуспешно, даже у США не хватает на это контроля.
Объявить страну страной-террористом значит лишить эту страну субъектности в системе международного права. Для этого нужно контролировать систему международного права, то есть иметь возможность обеспечить выполнение этого решения, чтобы никто со страной-террористом не торговал, не заключал договоры, не признавал ее документы и так далее. Россия более чем далека от такого уровня контроля. Поэтому объявлять кого-то страной-террористом сейчас значит просто сотрясать воздух.
Как вариант, нужно создавать другую альтернативную систему стран, имеющих общее законодательство по международным вопросам, альтернативное западному, и правила их применения. Тогда Украину можно будет лишить субъектности в рамках этой системы, что не равносильно потере статуса в глобальном международном сообществе, но может быть инструментом политического давления хотя бы гипотетически.