Революция в аграрных странах

Теда Скочпол в книге «Государства и социальные революции» (1979) указывает, что нельзя изучать революции в аграрных странах, игнорируя крестьянство и рассматривая только динамику противостояния аристократии и буржуазии или пролетариев и дворянства. Предмет ее интереса – стратегии крестьянства в трех революциях: 1789 года во Франции, 1917 года в России, 1911-1949 гг. в Китае. И действительно были выявлены некоторые закономерности.

Во Франции и России были сильные и автономные крестьянские общины. Аристократы во Франции и помещики в России в них не входили, а только управляли ими извне. В ходе революции эти общины сумели добиться значительных успехов, свергнуть земельную аристократию, во Франции без такого радикализма, как в России, но в принципе похоже. После этого крестьяне стали достаточно сильны, организованы и независимы, чтобы противопоставить себя централизованному государству. Государство на момент революции лежало в руинах, но внешние угрозы и внутренние проблемы заставили революционную власть укреплять государственный аппарат управления всеми средствами, включая террор. Крестьяне стали угрозой, эта угроза была сокрушена. Успехи крестьянства на начальной стадии революции привели к стратегической катастрофе в обоих случаях.

В Китае независимого крестьянства не существовало. Землевладельцы были инкорпорированы в сельские общины, часто на родственных основаниях, и играли в общинах управленческие роли. В результате анти-дворянских выступлений в Китае не было, консолидации крестьянства на основе побед не было тоже. Опереться на города, чтобы ударить по деревне, коммунисты в Китае не могли, поскольку промышленность Китая значительно отставала и от русской, и от французской накануне революции, и ни пролетариат, ни буржуазия в заметном масштабе просто не существовали в Китае. Коммунисты сделали ставку на крестьянство, и потратили тридцать лет, чтобы постепенно заменить дворянство на уровне деревень, внедряя партийных деятелей в аграрные общины и выращивая местные коммунистические кадры. Зато в итоге мобилизация крестьянства удалась. Централизованное государство было построено из села, а не из столицы.

Эти процессы мало зависели от универсальной идеологии, и определялись социальной структурой общества в каждом случае.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

Как недавно говорил Алексей Миллер, постколониальные исследования – это наука, тут есть о чем дискутировать, и это часто бывает интересно. Деколонизация же – это идеология, обосновывающая претензии некоторых групп на…

Украинская политическая нация

В монографии об Украине заметно спутывание понятий политической и органической нации, как часто бывает в этом вопросе. Украинцы – политическая нация, то есть политический проект. Украинцы – это сторонники украинской…

You Missed

Праздничное

  • От ninaoft
  • 20 января, 2025
  • 15 views
Праздничное

Сериал «Преступление и наказание» (2024)

  • От ninaoft
  • 19 января, 2025
  • 15 views
Сериал «Преступление и наказание» (2024)

Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

  • От ninaoft
  • 17 января, 2025
  • 15 views
Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

Памятник Шевченко в центре Луганска

  • От ninaoft
  • 16 января, 2025
  • 33 views
Памятник Шевченко в центре Луганска

Ртуть, кровь и любовь в эпоху барокко

  • От ninaoft
  • 15 января, 2025
  • 24 views
Ртуть, кровь и любовь в эпоху барокко

Сериал о Раскольникове

  • От ninaoft
  • 13 января, 2025
  • 23 views
Сериал о Раскольникове