Революция в аграрных странах

Теда Скочпол в книге «Государства и социальные революции» (1979) указывает, что нельзя изучать революции в аграрных странах, игнорируя крестьянство и рассматривая только динамику противостояния аристократии и буржуазии или пролетариев и дворянства. Предмет ее интереса – стратегии крестьянства в трех революциях: 1789 года во Франции, 1917 года в России, 1911-1949 гг. в Китае. И действительно были выявлены некоторые закономерности.

Во Франции и России были сильные и автономные крестьянские общины. Аристократы во Франции и помещики в России в них не входили, а только управляли ими извне. В ходе революции эти общины сумели добиться значительных успехов, свергнуть земельную аристократию, во Франции без такого радикализма, как в России, но в принципе похоже. После этого крестьяне стали достаточно сильны, организованы и независимы, чтобы противопоставить себя централизованному государству. Государство на момент революции лежало в руинах, но внешние угрозы и внутренние проблемы заставили революционную власть укреплять государственный аппарат управления всеми средствами, включая террор. Крестьяне стали угрозой, эта угроза была сокрушена. Успехи крестьянства на начальной стадии революции привели к стратегической катастрофе в обоих случаях.

В Китае независимого крестьянства не существовало. Землевладельцы были инкорпорированы в сельские общины, часто на родственных основаниях, и играли в общинах управленческие роли. В результате анти-дворянских выступлений в Китае не было, консолидации крестьянства на основе побед не было тоже. Опереться на города, чтобы ударить по деревне, коммунисты в Китае не могли, поскольку промышленность Китая значительно отставала и от русской, и от французской накануне революции, и ни пролетариат, ни буржуазия в заметном масштабе просто не существовали в Китае. Коммунисты сделали ставку на крестьянство, и потратили тридцать лет, чтобы постепенно заменить дворянство на уровне деревень, внедряя партийных деятелей в аграрные общины и выращивая местные коммунистические кадры. Зато в итоге мобилизация крестьянства удалась. Централизованное государство было построено из села, а не из столицы.

Эти процессы мало зависели от универсальной идеологии, и определялись социальной структурой общества в каждом случае.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Поколения и революции

Статья «Пятое поколение исследований революции. Систематический обзор» (https://logosjournal.ru/articles/3580/) описывает не только пятое поколение, но и предыдущие четыре. Все исследователи революции до 1920-х гг., от Томаса Гоббса до Ленина, попадают в…

Женщины и традиция у хиппи

В книге «Цветы, пробившие асфальт» немецкая исследовательница устной истории Юлиане Фюрст обобщает результаты 135 интервью с хиппи 1960-1980-х гг. Все эти интервью были сделаны до того, как респонденты умерли или…

You Missed

Тарас Шевченко в Луганске: места памяти и традиции интерпретации

  • От ninaoft
  • 20 апреля, 2025
  • 54 views
Тарас Шевченко в Луганске: места памяти и традиции интерпретации

В юбилей Победы – о победах в разных мирах

  • От ninaoft
  • 18 апреля, 2025
  • 25 views
В юбилей Победы – о победах в разных мирах

«Путь читателя» в «Глобусе»

  • От ninaoft
  • 15 апреля, 2025
  • 37 views
«Путь читателя» в «Глобусе»

«Псевдоморфозы сакральности» в Москве и Луганске

  • От ninaoft
  • 13 апреля, 2025
  • 38 views
«Псевдоморфозы сакральности» в Москве и Луганске

Путь читателя в Луганске

  • От ninaoft
  • 6 апреля, 2025
  • 42 views
Путь читателя в Луганске

Поколения и революции

  • От ninaoft
  • 6 апреля, 2025
  • 54 views
Поколения и революции