
Книга «Социальная история аналитической философии» (автор Кристоф Шуринга) хороша тем, что интуитивно понятные об аналитической философии вещи формулирует прямо, четко и со ссылкой. К таким идеям относятся:
аналитические философы – группа с самым высоким в современной философии социальным статусом, поэтому занятия аналитической философией так привлекательны, несмотря на ее внутренний кризис (который длится с 1980-х гг.);
это социальное положение обеспечивается политическими и экономическими успехами США и всего англосаксонского мира;
аналитическая философия развивает идеи XVIII века, полностью и намеренно игнорируя континентальную философию вообще и немецкую классическую философию в частности.
В последнем причина постоянного впечатления бедности идей и примитивности аналитической философии, несмотря на богатую терминологию и прилагаемые интеллектуальные усилия. Философу-диалектику крайне сложно выражать свои мысли таким плоским языком. Когда читаешь лучшие страницы Чалмерса, ясно видно, что человек пытается мыслить, не зная Канта, и как ему на бегу приходится переоткрывать идеи Канта и изобретать новую кривую терминологию вместо четких и продуманных кантовских понятий (продуманных Гегелем, но это уже детали).
Все эти свойства вместе хорошо иллюстрируют парадокс автореференции, как выражаются аналитики, или диалектику понятия, как сказал бы Гегель: аналитическая философия, заявившая о себе в начале ХХ века как о чистой мысли, не привязанной ни к какому социальному строю и свободной от всех угнетающих ум традиций (в первую очередь запутанной немецкой диалектики), оказывается напрямую зависима от социального строя и жёстко встроена в традицию.
Гони диалектику в дверь, она войдет в окно.