Димитрий Ростовский и ересь антропоморфизма

Отношение к брадобритию в XVII веке до Петра полагалось делом церковным. В конце концов церковь приняла идею о том, что брить бороду значит погубить свою душу, но произошло это не без борьбы.
Основания у этого решения были следующие: человек, то есть мужчина, сотворен по образу и подобию Божию. Сбривать бороду, которая растет у мужчины и есть у Бога Саваофа, значит разрушать этот образ и губить свою душу.

С богословской точки зрения тут много натяжек, на которые и указал Димитрий Ростовский уже после Указа 1705 года в трактате «Рассуждение о Образе Божии и подобии в человеке» (1707), написанном по распоряжению Петра специально по этому вопросу. В 1714 году книга была напечатана большим тиражом четыре тысячи экземпляров, и царь лично заботился о ее распространении

Аргументы Димитрия сводятся к тому, что образ и подобие Божие – это добрая душа и добрые дела, а не внешность:

«Аще же бы в брадах небреемых и растимых состоялося спасение, то тыи токмо спаслися бы, иже имут великии брады. И елико кто имать бóлшую браду, того было бы бóлшое и спасение; скудобрадым же человеком было бы и спасение скудное, а иже весма брадных власов не имеют, тем никая же была бы спасениа надежда. Что же бы рещи о младенцах умирающих? Что о женстем полу? Весма бы тем быти чуждым спасения, яко без брад сущим».

Димитрий также считал эту идею проявлением ереси антропоморфизма – представления о том, что невидимый и непредставимый Бог на самом деле имеет телесный облик мужчины.

Акельев показывает, что Димитрий не придумал эти аргументы сам – они использовались еще до Петра. И в церковной среде, и в миру были люди, которые не считали брадобритие грехом, а относили его к безразличным для спасения души поступкам. Этого мнения придерживался хорошо известный на Руси Василий Великий, современник императора Юлиана Отступника, которого христиане осуждали в том числе за то, что он отращивал бороду, а не брился как все горожане. Хотя в церкви победили противника брадобрития, брадоношение вовсе не было беззаветным верованием всей допетровской Руси, объединявшем все классы и сословия, как о том пишут историки уже двести лет. Петр не был сверхчеловеком, принесшим совсем новые идеи на Русь, он выражала взгляды, известные и до него, и без него.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Империя и русские

В 2022 году в «Новом литературном обозрении» опубликована переписка принца Шарля-Жозефа де Линя (1735-1814) с русскими корреспондентами.Принц де Линь много лет состоял на русской службе, переписывался с Екатериной Второй, Потемкиным,…

Память о Сопротивлении: узкий круг пассионариев

Память о Сопротивлении во Франции так и не стала всенародной. Коммеморативные мероприятия проводятся редко и подчеркнуто обращены к узкому кругу героев. Фильмов снимается немного, и существующие юмористические трактовки возможны, потому…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 67 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 22 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 103 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 66 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира