Чем занимаются шаманы после смерти? Мстят обидчикам своего рода:
«Шаман может замещать себя (отдавать байгоану вместо себя) практически любого, будь то сосед-односельчанин или случайно встреченный человек. Но отдавая врагам паняны других людей без разбора, шаманы рискуют воспользоваться паняном того, у кого есть свой тэхэ, то есть (свой шаманский) корень. Если у этого человека есть в роду шаманы или шаманы были в его роду ранее, его родовые духи могут жестоко отомстить обидчику.
Даже в тех случаях, когда в настоящее время в роду забираемой заместительной жертвы нет своих шаманов, все равно мстить за нее могут, как считается, духи ушедших из жизни шаманов. В результате, отдав врагу вместо себя заместительную жертву и тем самым урегулировав один конфликт, шаман получает другого врага из другого рода. Поэтому, хоть это и редко случается, шаман предпочитает брать душу-тень постороннего, атеистически настроенного и желательно одинокого человека, за которого некому заступиться ни из людей, ни из духов» (Булгакова, с. 185).
Примечательная параллель с гражданскими войнами, которые проанализировал Каливас: в первую очередь под ударом оказываются чужаки и маргиналы, за которых никто не вступится (https://t.me/ninaofterdingen/11433). В войнах духовных и потусторонних логика насилия одинакова.






