Южный фронтир

Луганский Информ Центр

Член Союза писателей ЛНР, доцент кафедры философии Луганского государственного педагогического университета (ЛГПУ), литературный критик и культуролог, кандидат философских наук Нина Ищенко на брифинге 16 декабря 2021 года в ЛуганскИнформЦентре представила свою новую книгу «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс».

Ищенко отметила, что изданная в Луганске монография «представляет собой осмысление культурных оснований гибридной войны на базе цивилизационного подхода».

«Работа посвящена анализу значимых культурных процессов в зоне цивилизационного конфликта русской и европейской цивилизаций на примере России, Украины и Донбасса. Освещена роль России как источника цивилизационной парадигмы для разных народов. Показано, что Украина и Донбасс, принадлежащие русской цивилизации культурные пространства находятся в зоне фронтира. Рассмотрены стратегии каждого из регионов в цивилизационном конфликте», — рассказала автор.

Она пояснила, что книга родилась из ее кандидатской диссертации, представленной в ноябре 2019 года диссертационному совету, созданному на базе Луганской государственной академии культуры и искусств (ЛГАКИ) имени Михаила Матусовского, а также статей и тезисов, опубликованных в ходе исследования в 2016–2020 годах в научных изданиях ЛНР, ДНР и России.

«Некоторые статьи были написаны мною в соавторстве с Викторией Суханцевой, Еленой Заславской, (московским лингвистом) Надеждой Пахмутовой и (петербургским математиком) Николаем Ласточкиным, однако все тексты серьезно переработаны для представляемого исследования. В монографии выработанный в ходе диссертационного исследования культурологический инструментарий применен к событиям войны в Донбассе, свидетелем и участником которых я была как жительница Луганска, писатель и ученый. В методологическом аспекте направление исследования задано научными руководителями диссертационного исследования — доктором философских наук, профессором Викторией Суханцевой и доктором философских наук, профессором ЛГАКИ Валентиной Патерыкиной. В работе использованы достижения современной культурной антропологии и теории межкультурной коммуникации для анализа конфликта цивилизаций и методов гибридной войны», — подчеркнула Ищенко.

Она отметила, что «самой актуальной главой книги является раздел «Культуроцид русских на Украине», посвященный текущим культурным процессам на Украине в связи с положением русских в этой стране».

«В центре рассмотрения находится стигматизация и дегуманизация русских Украины, приводящая к дискриминации, легитимации насилия и дискриминационной войне. В монографии проанализирована роль деструктивной субкультуры украинских националистов в государственном перевороте в 2014 году. Рассмотрен мифологический слой общественного сознания, задействованный в ходе «цветной революции» на Майдане. Проанализирован флешмоб (о сексуальном насилии украинской журналистки) Анастасии Мельниченко #янебоюсьсказать, организованный в 2016 году, в ходе которого женской русскоязычной аудитории как на Украине, так и в России навязываются пять ролевых моделей, разрушающих русскую культурную идентичность и стигматизирующих русских как Украины, так и РФ. Особое внимание уделено деятельности общественной организации «Интерньюз-Украина», проанализированы два проекта 2019 года: «Ре-візія історії» и «Пропагандариум». Показаны методы агрессивной антирусской пропаганды, с помощью которых эта организация создает и транслирует в русскоязычных регионах Украины образ русского как врага. Немалое внимание в работе уделяется церковному расколу 2018 года на Украине и инструментализации религии в ходе образования (неканонической так называемой) Православной церкви Украины», — пояснила культуролог.

Также в книге проведен «анализ современной украинской кинопродукции о войне с Донбассом на основе концепции идеологии, содержащей мифологический и операциональный слои, показывающих, что оба слоя идеологии задействованы в украинских фильмах о войне в Донбассе с целью создания образа «русского врага».

«В монографии проанализированы фильмы о войне с Донбассом, вышедшие в прокат на Украине после 2014 года: «Гвардия» (2015), «Киборги» (2017), «Донбасс» (2018), «Позывной «Бандерас» (2018), «Иловайск 2014. Батальон «Донбасс» (2019), «Атлантида» (2019), «Наши котики» (2020) и другие. В этих фильмах реализуется мифологический слой идеологии, проявляющийся в образе героя и создании визуальными средствами образа своего и чужого пространства. Операциональный слой идеологии заключается в том, что героизируются современные украинские военные периоды активных боевых действий в Донбассе, а иное пространство изображается как «Донбасс – мрачная и чужая территория русских», — продолжила автор.

В заключительной главе «Русский Донбасс как культурная граница» рассмотрена культура современного Донбасса периода войны с Украиной, проанализированы культурные архетипы и культурные темы, а также динамика культуры, обусловленная ситуацией фронтира.

«В этой главе рассмотрены некоторые феномены культурной жизни Луганска, хронотоп культурной памяти Донбасса, отраженный в произведениях современных донбасских писателей Андрея Чернова и Елены Заславской, а также показано, как формируется иеротопия Донбасса на основе христианского идеала самопожертвования, входящего в культурное ядро русской цивилизации», — отметила Ищенко.

Она обратила внимание на то, что на основании проведенного исследования можно представить три стратегии поведения русской этнокультурной группы на Украине. Для сохранения собственной идентичности люди могут переехать в Россию, страну их культуры. Эта стратегия доступна индивидам и вряд ли осуществима для целой этнокультурной группы. Второй путь – это ассимиляция, усвоение навязанной национальной культуры. Третий возможный путь – борьба за свои права не только в культурном плане, но, в первую очередь, в политическом.

«Борьба за права русских в границах Украины затруднена, поскольку русские не являются субъектом украинской политики, не имеют своих представителей, не консолидированы, не представлены в пространстве публичного диалога. Донбасс, входивший ранее в состав Украины, отстаивает свою русскую идентичность с 2014 года. Культура Донбасса развивается как культура пограничья на основе русской цивилизационной идентичности», — подчеркнула культуролог.

Ищенко считает, что материалы исследования могут быть использованы «для создания информационной стратегии освещения культурных конфликтов, анализа действий противоборствующих сторон и их методов, экспертизы информационной и культурной деятельности различных субъектов информационного пространства России и мира, а также для определения и прогнозирования культурных угроз, возникающих в межкультурной коммуникации, и для культурологической экспертизы объектов культурной памяти, имеющих решающее значение для трансмиссии культуры и сохранения культурных архетипов общества».

Книга также предназначена для читателей, интересующих философией, культурологией, политологией, литературой и современной ситуацией в Донбассе.

Монография вышла небольшим тиражом. Она будет передана в печатном виде в библиотеку ЛГПУ и в Луганскую республиканскую универсальную научную библиотеку имени Горького. В электронном виде книга появится в открытом доступе на сайте луганской культуры «Одуванчик», в репозитории ЛГПУ и сетевых библиотеках.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.