Диалектика идеализации и обесценивания

Очень рекомендую книгу Д. Г. Хрусталёва «Северные крестоносцы. Русь в борьбу за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII – XIII вв.», СПб, Евразия, 2009. Я только начала читать, и мне уже очень нравится.

Рассматривая предысторию утверждения ордена меченосцев в Прибалтике, автор пишет, до 1204 года новый орден вел себя прилично, братья отпускали пленных и не разоряли окрестности, движимые христианским великодушием. К тому же их было мало – все ехали в Палестину, где гремел славный Третий Крестовый поход против сарацин с участием Ричарда Львиное Сердце, Саладина и прочих героев легенд на следующую тысячу лет.

А после 1204 года, когда крестоносцы разграбили православный Константинополь, всем стало ясно, что главное в крестоносном движении –пограбить, а для этого можно не ехать так далеко. После 1204 года поток немцев в крестоносном войске явно перенаправляется с юга на север.

И разыгрывается архетипический сюжет русского фронтира. Богатый и сильный русский Полоцк не делает ничего, пока у него активно уводят зону влияния. Немцы там крестят дикие племена в католичество, строят фактории и замки – и всё с разрешения полоцкого князя.

Идеализация: да ничего страшного там не происходит, пусть строят, нам меньше работы.

Обесценивание: да кому нужна эта нищая Прибалтика, там всё равно ничего ценного нет.

А потом Александру Невскому приходится отбивать у меченосцев русский Псков и сражаться с ними на Чудском озере.

11.09.2021

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.