Русская поэзия часто является пространством воплощения философских смыслов. Сохранение платоновских образов в художественной литературе на русском языке осуществляется в рамках трансляции русской культуры. Рассмотрим трансформацию образа Леты из диалога «Государство» в стихотворении луганской поэтессы Елены Заславской «Платоники. У берега Леты» (2020).
Платоники. У берега Леты
Любить и помнить — это удел живых.
Мертвые сраму не имут.
Смерть внезапна, будто удар под дых.
Сбивает с ног. Делает нас другими.
Помни меня, даже если придётся забыть.
Там, за чертой. Там, у самого края
Губы потрескались и пересох язык.
Но вот река. И вода у неё ледяная.
Иди, искупайся в этой реке.
Хлебни воды, как молока из крынки,
Почувствуй: тает на языке
Имя мое, как льдинка.
В речной песок оседают сны.
Все поглощает река забвенья,
Фантомный образ мой все ж фонит
В районе солнечного сплетенья.
Когда же остынет и этот след,
Ты выйдешь в мир, чтоб искать ответы:
Узнать, как любовь побеждает смерть!
А может, смерти и вовсе нету.
Диалог «Государство» – один из самых сложных диалогов Платона. Важную роль в нем играет тема справедливого посмертного воздаяния, которая раскрывается и в рассуждениях персонажей, и в драматической ситуации самого диалога: беседа происходит перед поражением Афин в Пелопонесской войне и последовавшей за этим гражданской войной, в финале которой состоялась казнь Сократа.
О загробной жизни Сократ говорит, что души в Аиде выбирают свой жребий – новое воплощение, после этого «они все вместе в жару и страшный зной отправляются на равнину Леты… В меру все должны были выпить этой воды, но, кто не соблюдал благоразумия, те пили без меры, а кто ее пьет таким образом, тот все забывает». Блаженство посмертного существования равносильно потере памяти.
Персонажи стихотворения Елены Заславской находятся в том контексте, в котором действовали персонажи диалога «Государство», ведь произведение создано в ситуации братоубийственной войны с Украиной. Строки «Мертвые сраму не имут» означают честную смерть воина в битве.
Также в стихотворении сохранен платоновский топос: в загробном мире души пьют воду из Леты, на берегу которой невыносимо жарко: «Губы потрескались и пересох язык». Потеря памяти в стихотворении – это потеря любви. Если Сократ призывает любить мудрость и справедливость, для героев стихотворения «Платоники. На берегу Леты» конституирующим чувством, сохраняющим личность, оказывается тоже любовь, но любовь к конкретному человеку.
Тема всеобъемлющего эроса является центральной в диалоге Платона «Пир». Любить конкретного человека для Сократа – самый первый уровень движения, начальная точка, а цель движения – любовь к безличному Прекрасному. Для героев же Заславской любовь – это не только способ сохранить личность, но и цель космического движения. В стихотворении, как и в христианском учении, любовь побеждает смерть, проявляясь как космическая сила. В рассмотренной инверсии проявляется наследие христианской культуры: человек и его спасение является наивысшей ценностью, условием и целью космических процессов.
Таким образом, стихотворение современной русской поэтессы транслирует платоновский образ Леты – реки царства мертвых, которая дарует забвение от тревог, что особенно актуально в пору смут и гражданских войн. Однако если для Платона забвение – шаг на пути осуществления всемирной справедливости, то у Заславской тема справедливости и забвения трансформируется в тему любви и памяти. Так стихотворение «Платоники. У берега Леты» транслирует и одновременно трансформирует платоновский топос в горизонте платоновской и христианской мысли.
Публикации:
- Ищенко, Н. С. Река забвения в стихотворении Елены Заславской «Платоники. У берега Леты» (2020)/ Н. С. Ищенко // Литературные соты. – 26.01.2022. – Режим доступа: https://litsota.ru/reka-zabveniya-v-stixotvorenii-eleny-zaslavskoj-platoniki-u-berega-lety-2020/
- Ищенко, Н. С. Река забвения в стихотворении Елены Заславской «Платоники. У берега Леты» / Н. С. Ищенко // Северо-Муйские огни. – 2023. – № 2(96). – С. 10.