Студент, право имеющий: коллективный анти-Раскольников в «Тайной истории» Донны Тартт

В филологическом журнале «Достоевский и мировая культура» опубликована статья Нины Ищенко Студент, право имеющий: коллективный анти-Раскольников в «Тайной истории» Донны Тартт.

В статье анализируется влияние Достоевского в романе Д. Тартт «Тайная история». Автор показывает, как инвертируются основные сюжетные коллизии «Преступления и наказания» в книге американской писательницы. Персонаж книги – коллективный антагонист Раскольникова, признающий за собой право на убийство. Сверхчеловек изображен в романе как безупречный рационалист Майкрофт Холмс. Духовная сила, ведущая героев Тартт по пути превращения в сверхчеловека, – это языческий бог Дионис, причащаясь которому, студенты идут на убийство. В романе показано саморазрушение убийцы, отказавшегося видеть человека в своей жертве.

Авторский голос в романе оформлен в поэтике Достоевского, с помощью приема странной фразы, без причины произнесенной героем. Происходит это при встрече на поминках с семьей убитого студента. В этот момент в голове Ричарда сама собой всплывает фраза: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». Эта фраза Раскольникова – краткий конспект сюжета «Преступления и наказания». В романе Донны Тартт эта фраза выражает авторскую позицию, авторское объяснение того, что происходит в книге: другие персонажи в другом мире повторяют судьбу Раскольникова, и автор показывает, к чему это приводит.

Раскольникову удалось спастись, обративших к Христу и приняв свою человеческую природу. Сверхчеловеку Донны Тартт спастись не удалось, потому что вместо Христа он общался с Дионисом. Причащаясь Дионису в древнем ритуале омофагии, студенты идут на убийство. В романе показано саморазрушение всех пятерых убийц, отказавшихся видеть человека в своей жертве: самоубийство (Генри), попытка самоубийства (Френсис), алкоголь и наркотики вплоть до полной десоциализации (Чарльз), самонаказание в виде отказа от радостей жизни и общения с людьми (Камилла), одиночество (Ричард). Таким образом, Донна Тартт доказывает от противного ту же идею, которую высказал Достоевский в своем православном романе: каждая жизнь бесценна, убийство разрушает человека и мир.

Ищенко, Н. С. Студент, право имеющий: коллективный анти-Раскольников в «Тайной истории» Донны Тартт / Н. С. Ищенко // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. – М.: ИМЛИ РАН, 2022. – № 3. – С 147–158.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *