Психоаналитическая антропология

Психоаналитическая антропология является гуманистической, то есть исходит из того, что человек по природе хорош. Хотя сам Фрейд был крайне низкого мнения о человеческой природе, но его последователи пришли к однозначному гуманизму: человека портят травмы и комплексы, а без этого он был бы хорош, поскольку такова его природа. Человека можно окончательно вылечить, и он станет добрым и хорошим. Эта гуманистическая парадигма не выдерживает критики, но неявно используется в психоанализе.

Христианская антропология утверждает, что если человека избавить от травм и комплексов, он не станет хорошим, а останется моральным, то есть существом, способным к моральному выбору, выбору между добром и злом. Этот выбор нужно будет делать и с его последствиями сталкиваться. Психоанализ интериризирует внешнее духовное влияние на человека, склоняющее его к тому или иному решению. Это внешнее влияние психоанализ представляет в виде комплекса и травмы, в чем и заключается кардинальная ошибка:

«Как пишет Д. В. Новиков, психотерапевту, даже глубоко верующему, бывает трудно уйти от соблазна, интерпретировав эту двойственность как внутриличностный конфликт, использовать в своей работе соответствующие психотехники интеграции. Вместе с тем, данные христианской антропологии показывают, что такой терапевтический процесс обречен в подобном случае на неудачу просто потому, что данный конфликт не может быть разрешен на психологическом уровне. Ведь интегрировать можно то, что было изначально единым или, по крайней мере, принадлежащим одному роду. В данном же случае стремления, определяющие внутриличностный конфликт, имеют, согласно антропологическим воззрениям, совершенно разный онтологический статус» (Светлана Лурье. Существует ли бессознательное?).

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

В литературно-философском журнале «Топос» опубликована новая рецензия на самую загадочную песню Вени Дркина – «Раскаленный июль» (или «Июль»). Много лет она не давала мне покоя, пока я ее наконец не…

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

Литературно-философский журнал «Топос» опубликовал мою рецензию о романе «Призраки Иеронима Босха». Эту книгу я купила в Питере в 2023 году, а впервые открыла в «Шоколаднице» на канале Грибоедова с видом…

You Missed

Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

  • От ninaoft
  • 18 февраля, 2025
  • 3 views
Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 55 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 37 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 30 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 26 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 22 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер