Культурная память как обосновывающий миф

В современной украинской культуре создается много новых героев. Это и с Небесная сотня, и киборги, и летчица Надия, а также герои Азова, в которых должны переодеваться дети в новогодние праздники. Все эти герои вписываются в новую украинскую мифологию, в обосновывающий миф украинской нации. Кроме того, украинцы перекодируют уже существующие мифы, разрушают культурные топосы русской культуры. В этом году особый размах имеет на Украине кампания против Деда Мороза. Активисты вешают Деда Мороза и Снегурочку в публичных местах, детям рассказывают, что Дед Мороз рашист и его убили, в городах появляются новогодние билборды, где написано, что Деда Мороза никогда не существовало. Деда Мороза активно вычеркивают из культурной памяти украинцев.

Как показывает Ян Ассман, память общества о своем прошлом не имеет ничего общего с научной историей. Безоценочная научная история в смысле Вебера сама сейчас очень проблематизирована. В современном обществе она не существует без ответов на вопросы, кто и зачем ее пишет, а также кто и зачем финансирует.

Культурная память никогда не сохраняет прошлое просто так, ради него самого. Культурная память – это всегда обосновывающий миф, то есть «история, которую рассказывают для того, чтобы уразуметь свое место в мире, истина высшего порядка, которая не просто соответствует действительности, но еще и притязает на нормативность и обладает формирующей силой» [Ассман, с. 81]. Миф обосновывает либо неизменность существующего порядка вещей, либо требование его изменить.

Современные украинские мифы рассказываются для того, чтобы изменить существующее положение вещей: отменить русскую культуру, поменять русскую идентичность большинства населения, обосновать ненависть к России и собственную принадлежность к Европе. Создаваемые в новой украинской культуре смыслы и образы направлены на определенный проект будущего, и исходя из этого проекта меняется культурная память, конструируется заново.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

«Этерна»: книга, кино и реальность

Вчера посмотрела первые две серии «Этерны». Литературный сериал для меня неожиданно оказался очень важен. Неожиданно, потому что фэнтези я не читаю, даже «Властелин колец» прошел мимо меня. Порекомендовала мне «Отблески…

Культуролог Нина Ищенко: «Песни Д’ркина звучат и вызывают искренний интерес»

О создании недавно представленной в Луганске первой в истории научной монографии «Александр Литвинов в Луганске: память, песни и сказки Вени Д’ркина» в интервью ЛуганскИнформЦентру рассказывает один из ее авторов, кандидат философских наук,…

You Missed

ООО и Дугин, Кант и чёрт

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 33 views
ООО и Дугин, Кант и чёрт

«Этерна»: книга, кино и реальность

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 46 views
«Этерна»: книга, кино и реальность

«Отблески Этерны»: новое начало

  • От ninaoft
  • 5 июля, 2025
  • 62 views
«Отблески Этерны»: новое начало

Алиса и экзистенциализм

  • От ninaoft
  • 2 июля, 2025
  • 58 views
Алиса и экзистенциализм

Космополитизм против национализма: долг и справедливость

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 41 views
Космополитизм против национализма: долг и справедливость

Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 45 views
Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского