Культурная память как обосновывающий миф

В современной украинской культуре создается много новых героев. Это и с Небесная сотня, и киборги, и летчица Надия, а также герои Азова, в которых должны переодеваться дети в новогодние праздники. Все эти герои вписываются в новую украинскую мифологию, в обосновывающий миф украинской нации. Кроме того, украинцы перекодируют уже существующие мифы, разрушают культурные топосы русской культуры. В этом году особый размах имеет на Украине кампания против Деда Мороза. Активисты вешают Деда Мороза и Снегурочку в публичных местах, детям рассказывают, что Дед Мороз рашист и его убили, в городах появляются новогодние билборды, где написано, что Деда Мороза никогда не существовало. Деда Мороза активно вычеркивают из культурной памяти украинцев.

Как показывает Ян Ассман, память общества о своем прошлом не имеет ничего общего с научной историей. Безоценочная научная история в смысле Вебера сама сейчас очень проблематизирована. В современном обществе она не существует без ответов на вопросы, кто и зачем ее пишет, а также кто и зачем финансирует.

Культурная память никогда не сохраняет прошлое просто так, ради него самого. Культурная память – это всегда обосновывающий миф, то есть «история, которую рассказывают для того, чтобы уразуметь свое место в мире, истина высшего порядка, которая не просто соответствует действительности, но еще и притязает на нормативность и обладает формирующей силой» [Ассман, с. 81]. Миф обосновывает либо неизменность существующего порядка вещей, либо требование его изменить.

Современные украинские мифы рассказываются для того, чтобы изменить существующее положение вещей: отменить русскую культуру, поменять русскую идентичность большинства населения, обосновать ненависть к России и собственную принадлежность к Европе. Создаваемые в новой украинской культуре смыслы и образы направлены на определенный проект будущего, и исходя из этого проекта меняется культурная память, конструируется заново.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Новороссия гроз – от замысла к спектаклю

В пятницу, 1 ноября, я побывала на луганской премьере спектакля «Новороссия» по поэме Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз». Поэма писалась долго, с 2014-го по 2020-й го. В это время…

В Москву! Критики о новой литературе

С пятого по восьмое сентября я принимаю участие в конференции литературных критиков и литературоведов «Большой стиль» в рамках Национальной литературной премии «Слово». Конференция пройдет на базе Института мировой литературы РАН…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 20 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 108 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 33 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 22 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 48 views
Социализм в коллективном воображаемом