Аналитика как эмоциональный наркотик

Часто в сети встречается следующее: пост начинается словами «Я не военный специалист/экономист/дипломат, но…» и дальше простыня текста.

Уже вступление показывает, что никакой важной информации там нет и не будет. Зачем же люди читают такой текст? Не ради информации, а ради эмоций. Вступление показывает, с каким героем может себя отождествить читатель – читатель ведь тоже не военный/экономист/дипломат, значит, дальше будут мысли понятные, идеи доступные, рассуждения привычные. Когда мысли человека озвучивает кто-то еще, это успокаивает, создается ощущение коллектива единомышленников, продуцируется эмоция защищенности, что так важно в эпоху нестабильности и перемен.

Еще один момент. Как писал один писатель (надеюсь, мои читатели вспомнят его имя, буду благодарна), люди считают свои мысли настолько уникальными, что угадывание их почитают результатом небывалой проницательности. То есть автор гарантированно получает хвалебные комментарии за свой острый ум и глубокий анализ, что тоже приятно, но уже автору.

Так это взаимное эмоциональное поглаживание символически решает стоящие перед страной проблемы и искренне радует обе стороны. Недостаток ситуации в том, что символическое решение не является реальным. Читать аналитика, поставить лайк, поделиться новостью – действия одного порядка: они дают иллюзию, что человек поучаствовал в решении проблемы. Но проблема остается и завтра, и через год. И завтра, и через год авторы, не являющиеся военными специалистами, снова пишут свои посты, и процесс не кончается. Тот факт, что проблема не решилась ни за день, ни за год в конце концов вызывает фрустрацию, недовольство и обманутые ожидания, делающие жизнь еще тяжелее.

Нужно зрить в корень и начать с того, что таким образом проблема и не может решиться. Читая большинство аналитиков, вы не выполняете гражданский долг, не узнаете важные новости, не оказываетесь лучше подготовлены к возможным опасностям. Нет, вы просто получаете эмоциональную подпитку. В христианском обществе такую подпитку, но без вредных последствий, дает молитва. Без вредных последствий, потому что там есть слова «в руки Твои предаю дух мой», то есть человек не ждет решения проблемы от своих действий, а готовится спокойно принять то, что ему будет дано.

В секулярном же обществе можно послушать Вивальди.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

Кроме того, Ильин делает замечание о мессианстве вообще, об идее, что Россия должна спасти весь мир, дав ему тем или иным способом свою культуру, религию и образ жизни. Идея эта…

Ильин и Шубарт: пророчество о России и прометеевском человеке

В 1940 году И. Ильин пишет рецензию на недавно вышедшую книгу В. Шубарта «Россия и душа Востока». Ильин отмечает большие достоинства книги, среди которых – первое в истории Европы внимательное и…

You Missed

Попытка «Андора»

  • От ninaoft
  • 15 июля, 2024
  • 16 views
Попытка «Андора»

Новые вопросы об избранном меньшинстве

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 14 views
Новые вопросы об избранном меньшинстве

Экономическое поведение и религиозный выбор

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 11 views
Экономическое поведение и религиозный выбор

Следственное дело большевиков

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 19 views
Следственное дело большевиков

Философия в непризнанной республике

  • От ninaoft
  • 13 июля, 2024
  • 16 views
Философия в непризнанной республике

Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

  • От ninaoft
  • 9 июля, 2024
  • 27 views
Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти