Байден, индивидуализм и католицизм

Идея, недавно озвученная Д. Ольшанским, для меня из разряда самоочевидностей: насмешки над престарелым Байденом и неадекватностью западной элиты неуместны, поскольку их неадекватность не является признаком развала системы; и с такими неадекватами у руля система в целом работает, и работает лучше, чем в России, где всё всегда держится на сильных личностях (https://t.me/komissarischezaet/408). Здесь можно сделать два замечания.

Вопреки расхожему мнению о том, что Запад – царство индивидуализма, а Россия – страна коллективизма, личная инициатива и простор для действия личности реализуются в России, где от личности зависит столько всего, а не на Западе, где самые яркие личности работают всегда в рамках намного превосходящей их по силе системы. Теории коллективизма у русских философов как раз фиксируют точку разрыва между желаемым и действительным: наши пишут о том, чего нам не хватает. Соответственно, теории о самодостаточной яркой личности на Западе имеют тот же компенсаторный характер.

И второе. Вот эта несокрушимая система, государственная или транснациональная, вырастающая в западной цивилизации сама собой, даже на диких просторах Нового Света, представляет собой наследие католичества. Это результат тысячелетнего воспитания западных варваров в духовной школе католической церкви. По этой неубиваемой структуре тосковали Чаадаев и Соловьев, ее критиковал Достоевский, она прорастает в социалистических, коммунистических и гендер-квир утопиях европейского происхождения. Католическое наследие постхристианского Запада.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Федоров – отец генетики и клонирования

Комментарий Светланы Семеновой к четвертой части произведения Николая Федорова «Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим». Комментарий предваряет примечания в первом томе сочинений Федорова, 1982…

Кенотическое богословие: кантианство в православии

В связи с актуализацией русской и православной философии после начала СВО часто стали упоминать кенозис Христа, кенотическое самоумаление и так далее. В википедии так объясняется, что это: «Кенозис – христианский…

You Missed

Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

  • От ninaoft
  • 9 сентября, 2024
  • 82 views
Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 29 views
В Москву! Критики о новой литературе

«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 21 views
«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

Федоров – отец генетики и клонирования

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 28 views
Федоров – отец генетики и клонирования

Успокаивающие средства для детей в западной культуре

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 41 views
Успокаивающие средства для детей в западной культуре

Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

  • От ninaoft
  • 31 августа, 2024
  • 42 views
Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?