Фиктивный диалогизм и слезинка ребенка у Достоевского

Валентина Ветловская в книге о «Братьях Карамазовых» показывает необоснованность мнения Бахтина о диалогизме Достоевского. Диалогизмом Достоевского считается равноправие всех персонажей романа и отсутствие авторской точки зрения на происходящие в художественном времени события. Ветловская показывает, что это неверно. Голос автора в романах Достоевского звучит очень определенно. Достоевский использует разные художественные средства, чтобы подчеркнуть истинность каких-то мнений персонажей и скомпрометировать другие.

Анализируя речь Ивана о Великом Инквизиторе, Ветловская показывает, что Достоевский использует все имеющиеся у автора возможности, чтобы показать: Иван ошибается, его теории ложные. Читатель волен не соглашаться с этой позицией, отвергая весь роман целиком, но оставаясь в художественном универсуме романа, ей противопоставить нечего. К одной из таких скомпрометированных автором идей относится знаменитый тезис о слезинке ребенка.

Иван говорит брату Алеше, что ему не нужна мировая гармония, если в ее основание положена хоть одна слезинка хоть одного ребенка. Для доказательства жестокости бога, заставляющего страдать безвинных детей, Иван начинает с резкого отделения детей от взрослых, светлого мира детства от злого мира взрослых (прием, постоянно используемый впоследствии Крапивиным). Иван отказывается рассматривать страдания взрослых: они яблоко съели, ну и пусть страдают, это неважно. Посмотрим только на детей.

Достоевский опровергает это положение не словами Алеши, который никаких возражений не может придумать, а самим сюжетом романа. Взрослый Федор Павлович Карамазов – это самая отвратительная личность, которую можно представить. Иван исходит из того, что смерть такого мерзкого человека сделает мир чище и лучше. И однако же после смерти ужасного Федора Павловича жизнь не становится лучше: один его сын повесился, другой пошел в каторгу, третий сошел с ума. Автор еще раз опровергает Раскольникова и снова утверждает то, о чем говорит майор Гром новой инкарнации Раскольникова и Ивана Карамазова: людей убивать нельзя, никаких.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Нехристианская мистика Серебряного века

Из книги Бурмистрова «В поисках Зефиреи». Автор изучает идеи каббалы в русской литературе Серебряного века. Самые важные персонажи – Белый и Волошин, которые прямо называли, любили, увлекались, рисовали, конспектировали, обсуждали…

«…Зато читал Адама Смита»

Из книги Джеймса Вернона «Далекие чужие. Как Великобритания стала современной»: «В 1759 году в “Теории нравственных чувств” Адама Смита прозвучала мысль о том, что, поскольку формирующееся торговое общество порождало все…

You Missed

Луганск – Екатеринбург в юбилейный победный год

  • От ninaoft
  • 19 мая, 2025
  • 14 views
Луганск – Екатеринбург в юбилейный победный год

Новороссия в литературе военного Луганска: возрождение модерна или имперской традиции?

  • От ninaoft
  • 17 мая, 2025
  • 28 views
Новороссия в литературе военного Луганска: возрождение модерна или имперской традиции?

Заливаться казенным шампанским

  • От ninaoft
  • 15 мая, 2025
  • 24 views
Заливаться казенным шампанским

Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 81 views
Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 31 views
Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

Дионис против Аполлона: луганская версия

  • От ninaoft
  • 6 мая, 2025
  • 24 views
Дионис против Аполлона: луганская версия