Фиктивный диалогизм и слезинка ребенка у Достоевского

Валентина Ветловская в книге о «Братьях Карамазовых» показывает необоснованность мнения Бахтина о диалогизме Достоевского. Диалогизмом Достоевского считается равноправие всех персонажей романа и отсутствие авторской точки зрения на происходящие в художественном времени события. Ветловская показывает, что это неверно. Голос автора в романах Достоевского звучит очень определенно. Достоевский использует разные художественные средства, чтобы подчеркнуть истинность каких-то мнений персонажей и скомпрометировать другие.

Анализируя речь Ивана о Великом Инквизиторе, Ветловская показывает, что Достоевский использует все имеющиеся у автора возможности, чтобы показать: Иван ошибается, его теории ложные. Читатель волен не соглашаться с этой позицией, отвергая весь роман целиком, но оставаясь в художественном универсуме романа, ей противопоставить нечего. К одной из таких скомпрометированных автором идей относится знаменитый тезис о слезинке ребенка.

Иван говорит брату Алеше, что ему не нужна мировая гармония, если в ее основание положена хоть одна слезинка хоть одного ребенка. Для доказательства жестокости бога, заставляющего страдать безвинных детей, Иван начинает с резкого отделения детей от взрослых, светлого мира детства от злого мира взрослых (прием, постоянно используемый впоследствии Крапивиным). Иван отказывается рассматривать страдания взрослых: они яблоко съели, ну и пусть страдают, это неважно. Посмотрим только на детей.

Достоевский опровергает это положение не словами Алеши, который никаких возражений не может придумать, а самим сюжетом романа. Взрослый Федор Павлович Карамазов – это самая отвратительная личность, которую можно представить. Иван исходит из того, что смерть такого мерзкого человека сделает мир чище и лучше. И однако же после смерти ужасного Федора Павловича жизнь не становится лучше: один его сын повесился, другой пошел в каторгу, третий сошел с ума. Автор еще раз опровергает Раскольникова и снова утверждает то, о чем говорит майор Гром новой инкарнации Раскольникова и Ивана Карамазова: людей убивать нельзя, никаких.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

Как недавно говорил Алексей Миллер, постколониальные исследования – это наука, тут есть о чем дискутировать, и это часто бывает интересно. Деколонизация же – это идеология, обосновывающая претензии некоторых групп на…

Украинская политическая нация

В монографии об Украине заметно спутывание понятий политической и органической нации, как часто бывает в этом вопросе. Украинцы – политическая нация, то есть политический проект. Украинцы – это сторонники украинской…

You Missed

Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

  • От ninaoft
  • 18 февраля, 2025
  • 3 views
Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 55 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 35 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 30 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 26 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 22 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер