Христианство и национализм по Гастингсу

Католический богослов ХХ века Эдриэн Гастингс исследует взаимосвязь национализма и христианства в своих работах. Ученый утверждает, что «и нация, и национализм – типично христианские явления, которые, коль скоро они встречаются где-либо еще, сделались таковыми в процессе вестернизации и подражания христианскому миру, даже если ему подражали в большей степени как западному, а не как христианскому».

Для обоснования своего тезиса Гастингс указывает, что представление о разных народах и необходимости проповеди на разных языках присутствует в самом Новом Завете. Это легитимизирует этническую самобытность как что-то ценное и включенное в сакральный план мира. По мнению богослова, появление богослужебной и теологической литературы на разных языках укрепляет национальное самосознание. Вклад Ветхого Завета в формирование мировоззрения избранного народа также невозможно переоценить. Этот вклад проявляется в создании коллективной идентичности уникального Богом выделенного народа, выполняющего в мире особую миссию. Ученый не согласен с Бенедиктом Андерсоном, что подъем наций стал возможен только с падением влияния христианства. Исследование Гастингса позволяет сделать вывод, что ключевым фактором в формировании наций стало скорее распространение влияния Библии благодаря новым технологиям книгопечатания и трансляции знаний в эпоху модерна.

Рассуждения Гастингса строятся на смешении понятий нации и этноса, национального и этнического. Язык является признаком этноса. Сформировано ли у этноса национальное самосознание и нацеленность на создание собственного государства, зависит от других факторов, а не только от существования языка.

Таким образом, теорию Гастингса можно уточнить: его аргументы показывают, что христианство способствует формированию новых этносов и этнического самосознания на основе кодификации языков с помощью богослужебных текстов. Национализм, легитимизирующий существование отдельного государства на основе национального самоопределения, противоречит христианской политической теологии и наместнической модели сакрализации власти.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 67 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 22 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 103 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 66 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира