Из рецензии на сборник «Великое русское исправление имен»
«В сборник «Великое русское исправление имен» включено девятнадцать статей. К сожалению, не у всех авторов указаны место работы и локация, что не позволяет сделать вывод о географии проекта. Авторы – по большей части кандидаты и доктора философских и политических наук из разных городов России. Нет ученых степеней у ряда авторов: Дарья Дугина, Никита Сюндюков, Алексей Дзермант, иерей Дмитрий Трибушный, Николай Арутюнов, Глеб Эрвье. Объединяя состоявшихся ученых и начинающих философов, книга соответствует принципам открытости научных результатов и исходного критицизма.
Первой идет статья Дарьи Дугиной о феномене войны. Автор анализирует разные подходы к конфликту на Украине: для идеологов украинской политической нации это борьба с внешним врагом, для России – внутренний конфликт и гражданская война. Также Дугина уделяет внимание реабилитации концепта империи для анализа политики России, связи русского будущего с развитием большого пространства и призывает включить в осмысление событий религиозный и метафизический аспект происходящего.
Идеи дочери развивает Александр Дугин, который останавливается на разных аспектах СВО: геополитическом, цивилизационном, политэкономическом, эсхатологическом и других. СВО он рассматривает как войну между цивилизациями, западной и русской, а также столкновение геополитических проектов – страны моря США и страны суши России. Автор считает, что западная цивилизация находится в состоянии кризиса, причем не только кризиса капиталистического общества, но и кризиса человека. Философ транслирует идею о том, что кризис этот смертельный и означает конец капиталистической западной цивилизации. Напомним, что о порче самой природы человека в ходе развития европейской культуры писал еще Жан-Жак Руссо, а ощущение упадка и конца является, как отмечает Карл Ясперс, одной из важных составляющих европейского мироощущения в XIX–XX веках, однако конец европейской цивилизации так и не наступил. Не каждый кризис является смертельным, есть еще и кризис роста. Автор не только не дает ответа на вопрос, как их различать, но даже не ставит такого вопроса. Использование таких образов как Армагеддон, конец времен, эсхатологическая битва, дьявольская пародия воздействует на эмоции, создавая впечатление, что перед нами произведение искусства, а не рациональное рассуждение».
Полностью текст доступен на сайте журнала: https://essaysonconservatism.ru/wp-content/uploads/2024/10/2024_02.pdf