Из рецензии на сборник «Великое русское исправление имен»
«Федор Гиренок также направляет свои усилия на деконструкцию идеи о принадлежности России к западной цивилизации. Опираясь на философию славянофилов, автор демонстрирует разницу культур между Европой и Россией и полагает это различие принципиальным, поскольку «у нас с Западом разные галлюценозы». Этот текст имеет форму манифеста, он разбит на подпункты «что нам делать сегодня?», «что мы хотим?». По мнению философа, нам нужно понять разницу между имперским и национальным сознанием, а то, чего мы хотим, это новый социализм. Новизна социализм заключается в его принципиальной связанности с Богом и создании симфонической личности – коллективной личности, включающей развитое самосознание всех и каждого в обществе. Первая обязанность социалистического общества – воспитание детей, а еще одна важная задача – укрепление государства, но через возврат к деревне.
Возможно, недостаток места помешал автору доказательно развить свои идеи, но в таком виде текст производит впечатление набора противоречивых лозунгов без внутренней связи. Так, социализм – это западная идея, одна из самых дорогих для европейской цивилизации. Как указал И.Р. Шафаревич, социалисты-утописты, Мор и Кампанелла, Мелье, Вольтер и отцы-иезуиты в Парагвае не только придумали, но и реализовали социалистический идеал за сто лет до появления первых социалистов в России. В настоящее время в западной культуре популярны идеи коливингов и коворкингов для прогрессивной молодежи, решающей все проблемы с помощью науки. Это пространства совместного проживания и работы, в которых хорошо опознаются общие спальни и общественные мастерские Города Солнца и Утопии. Если социализм живет в коллективном воображаемом, то явно в европейском. Таким образом, социализм является неудачным примером для доказательства особого пути России по сравнению с Западом.
Акцент на воспитание и духовное пересоздание человека также нельзя считать ни новой идеей, ни идеей, отличающей Россию от Запада. Связь социализма с Богом, заявляемая в тексте, также строится на известных идеях Просвещения: декларируя важность новой социалистической духовности, автор ни разу не упоминает Церковь, то есть связь с Богом осуществляется по деистической секулярной модели, когда религия – личное дело каждого. Эта модель, реализованная в Европе, привела к тому кризису Запада, о котором говорят все авторы сборника. Непонятно, почему в России она должна привести к другим результатам».
Полностью текст доступен на сайте журнала: https://essaysonconservatism.ru/wp-content/uploads/2024/10/2024_02.pdf