Существует несколько определений родного языка (как минимум девять). Основное значение – язык, на котором говорят в семье, на котором человек думает. При таком подходе не владеть родным языком – это нонсенс. Однако в современной России именно проблема невладения родным языком оказывается в центре внимания, обсуждается на семинарах, пишутся научные статьи, например, такие:
Субраков, А. Д. Трудности обучения родному языку детей, слабо владеющих или не владеющих родным языком / А. Д. Субраков // Научно-методический журнал Поиск. – 2020. – № 5(73). – С. 32-36.
Тут явно понимается под родным языком что-то другое. И мы знаем, что именно: родной язык – это язык этнического меньшинства, но никак не русский. В современном российском обществе знание русского языка дает большие преимущества, поэтому происходит ассимиляция, родители и дети выбирают изучать русский. Этнические предприниматели, политики и этническая интеллигенция, политизируют вопрос языка, чтобы получить больше контроля и ресурсов. Выглядит это так:
«Предоставленное родителям (законным представителям) право выбирать русский язык в качестве родного, несомненно, способствует патриотическому воспитанию молодого поколения граждан нашей страны, однако, к сожалению, не может в должной мере способствовать сохранению национальных языков и культур. Такую всемирной, общечеловеческой значимости социальную сферу, как народное образование, нельзя отдавать на откуп родителям, не всегда в достаточной степени образованным или действующим в угоду современной коньюнктуре. Сегодня остается лишь один маленький шанс сохранить родные (этнические) языки – путем их преподавания хотя бы на первом этапе школьного образования, а именно в начальной школе» (Эмирова, А. М. Родной язык как базовая категория «Концепции преподавания родных языков народов РФ» / А. М. Эмирова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. – 2023. – Т. 9, № 1. – С. 114-121).
Родители не должны решать, на каком языке учиться их детям, это должны решать чиновники, озабоченные всемирными проблемами сохранения языков. Детей предлагается насильно учить языкам, на которых они не говорят и которых в семье не слышат. Казалось бы, нравятся вам эти языки – изучайте их, зачем навязывать их тем, кто не хочет этим заниматься?
Цели тут те же, что и на Украине: сформированное национальное меньшинство может потребовать права наций на самоопределение, что позволит политикам получить власть хоть в небольшом, но государстве, а интеллигенции – власть над умами в этом этническом гетто. Самим носителям уникальной этнической культуры ничего кроме зубрежки дополнительного языка по учебникам, составленным интеллигенцией, это не принесет.