
Книга Дженифер Пэн «Продавая социальную справедливость» (Jennifer C. Pan, ‘Selling Social Justice‘) вышла в 2025 году и уже немного устарела в свете новой трамповской политики. Но тем не менее основной момент подмечен верно.
Главная задача книги – ответить на вопрос, почему богатые так полюбили антирасизм. После гибели от рук полицейских чернокожего Флойда в 2020 году множество людей поддержали движение BLM и антирасистские кампании во всем мире. Социологический анализ показывает, что большинство из этого множество – не бедные, а богатые люди. Почему? Что им в этом так нравится?
Всю книгу я не прочитала и дочитывать не буду, но в принципе ответ дан правильный. После 2020 года значительно расширилась сфера организаций, предоставляющих экспертные услуги по оценке соблюдения расового разнообразия, а также комитетов, контролирующих соблюдение расового разнообразия во всех отраслях экономики. В этой области появились огромные деньги. Это и дотации государства, и гранты частных компаний, идущие на высокие зарплаты для специалистов по расовому разнообразию на производстве, получающих в разы больше тех, кто занимается собственно производством. Это синекура и источник дохода для множества людей, и количество денег в этой сфере непрерывно росло (до 2025 года, когда поток частично перекрыли).
Разумеется, вся эта система заинтересована в том, чтобы расизм не кончался никогда. Чем больше денег в нее вкладывают, тем более масштабные проекты и программы она реализует, тем больше расизма она находит вокруг. Фуко назвал бы это производством расизма, как он назвал тюрьмы производством контролируемой преступности.
Итак, фуколдианский анализ показывает, что упразднение хорошо финансируемых структур по борьбе с расизмом приведет не к росту расизма, а к его угасанию. Диалектика.