Элита насилия

В своем исследовании микросоциологии насилия Коллинз опирается на проводящиеся с 1940-х гг. исследования, которые показывают, что в любой армии во время ближнего боя применяют насилие – в принципе стреляют – около 15-20% солдат. Большая часть из них палит куда попало. Эффективно применяют насилие (попадают в цель) еще меньше людей, примерно 5-10%.
Это соотношение такое же в полиции и в криминальных сообществах, то есть среди людей, посвятивших себя насилию профессионально. В других группах процент еще меньший.

Тут есть нюанс. Бить толпой одного не мешает ничего, это может каждый, и это не зависит от пола, возраста, воспитания, расы, социального статуса. А вот во время прямой конфронтации один на один или в составе небольшой группы с равным по силе противником – цифры такие, как сказано выше.

Возникает закономерный вопрос – почему бы не сократить армии радикально? Оставить по пять процентов с каждой стороны, и пусть они эффективно сражаются друг с другом.

Коллинз показывает, что это невозможно. Эти пять процентов – вершина пирамиды. Они получают свою силу от эмоций всех остальных, кто их поддерживает, любит, боится, ненавидит. Элита насилия – это ситуационные или постоянные лидеры, то есть люди, которые любят и умеют брать на себя ответственность/решать за других, быть в центре внимания, управлять и командовать. Они стреляют не из патологического желания помучить – патологические садисты составляют исчезающе малый процент даже в этой небольшой группе. Тот, кто стреляет, делает так потому, что видит в этом способ взять ситуацию под контроль, защитить тех, кто ему доверился, повысить свой социальный статус. Элита насилия отличается от тех, кто не преуспел на этом поприще, именно желанием и умением контролировать конфликты, оборачивать их свою пользу. Остальные конфликтуют по необходимости, чтобы не потерять свой статус, а эти – из любви к искусству, чтобы оттачивать свой навык выходить победителем из любой конфронтации и приобретать сторонников. В результате они умеют это лучше всех, чем и пользуются.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

ООО и Дугин, Кант и чёрт

Объектно-ориентированная онтология – сравнительно новое философское течение, ему около двадцати лет. Оно возникло на воркшопе в Голдсмитсе, где выступили четверо философов Йен Грант, Рэй Брассье, Квентин Мейясу и Грэм Харман,…

Космополитизм против национализма: долг и справедливость

В своей монографии о национализме Б. Як анализирует космополитизм как возможную альтернативу национализму. Главный моральный аргумент космополитизма заключается в том, что национализм создает искусственные преграды между людьми, в то время…

You Missed

ООО и Дугин, Кант и чёрт

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 27 views
ООО и Дугин, Кант и чёрт

«Этерна»: книга, кино и реальность

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 39 views
«Этерна»: книга, кино и реальность

«Отблески Этерны»: новое начало

  • От ninaoft
  • 5 июля, 2025
  • 54 views
«Отблески Этерны»: новое начало

Алиса и экзистенциализм

  • От ninaoft
  • 2 июля, 2025
  • 52 views
Алиса и экзистенциализм

Космополитизм против национализма: долг и справедливость

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 36 views
Космополитизм против национализма: долг и справедливость

Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 43 views
Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского