Поколения как нации

Б. Як в книге «Национализм и моральная психология сообщества» анализирует разные политические и моральные мифы, связанные с национализмом, разрушает знаменитую оппозицию этнической и гражданской нации, пишет о политизации национального и национализации политического и касается других актуальных вопросов.

В первую очередь исследователь различает нацию и народ. Нация – межпоколенческое сообщество, в общем случае не связанное с государством. Нации существовали всегда и везде, где воспроизводится связь между поколениями, и не обязательно они требовали себе национальное государство, как стало нормой последние триста лет, после Великой Французской революции. В русской политической философии такое сообщество чаще называется этносом.

Народ – элемент либеральной мифологии, абстрактная общность, утверждающая государство и его конституцию. Неразличение нации и народа – причина большой путаницы в политической и моральной философии (особенно в нашей).

Тут возникает проблема, которая не всеми осознается. Как выражается Як, «почему народ прошлого должен брать верх над народом настоящего?» (с. 341). Народ, действующий в рамках уже существующей конституции, гораздо более стеснен, чем народ, впервые ее принимающий. Почему такая непропорциональность в пользу прошлого должна сохраняться, причем даже в самых либеральных теориях, отвергающих всякую связанную с прошлым традицию как тиранию и высмеивающих любые нерациональные основания принятия решений?

Один из американских отцов-основателей Джефферсон видел эту проблему. Он писал, что «по закону природы одно поколение для другого – как одна независимая нация для другой. Учредительное собрание в Филадельфии, очевидно, может создавать законы для будущих американцев не в большей степени, чем для современных китайцев» (с. 342-343).

И политики, и политические философы не задумываются об этом вопросе. Они не опровергают Джефферсона, а просто его игнорируют. Это показывает, что гражданская нация гораздо больше укоренена в традициях и связана с почитанием прошлого, чем привыкли думать те, кто противопоставляет гражданскую нацию этнической.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

ООО и Дугин, Кант и чёрт

Объектно-ориентированная онтология – сравнительно новое философское течение, ему около двадцати лет. Оно возникло на воркшопе в Голдсмитсе, где выступили четверо философов Йен Грант, Рэй Брассье, Квентин Мейясу и Грэм Харман,…

Космополитизм против национализма: долг и справедливость

В своей монографии о национализме Б. Як анализирует космополитизм как возможную альтернативу национализму. Главный моральный аргумент космополитизма заключается в том, что национализм создает искусственные преграды между людьми, в то время…

You Missed

ООО и Дугин, Кант и чёрт

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 27 views
ООО и Дугин, Кант и чёрт

«Этерна»: книга, кино и реальность

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 38 views
«Этерна»: книга, кино и реальность

«Отблески Этерны»: новое начало

  • От ninaoft
  • 5 июля, 2025
  • 54 views
«Отблески Этерны»: новое начало

Алиса и экзистенциализм

  • От ninaoft
  • 2 июля, 2025
  • 52 views
Алиса и экзистенциализм

Космополитизм против национализма: долг и справедливость

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 36 views
Космополитизм против национализма: долг и справедливость

Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 43 views
Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского