
Б. Як в книге «Национализм и моральная психология сообщества» анализирует разные политические и моральные мифы, связанные с национализмом, разрушает знаменитую оппозицию этнической и гражданской нации, пишет о политизации национального и национализации политического и касается других актуальных вопросов.
В первую очередь исследователь различает нацию и народ. Нация – межпоколенческое сообщество, в общем случае не связанное с государством. Нации существовали всегда и везде, где воспроизводится связь между поколениями, и не обязательно они требовали себе национальное государство, как стало нормой последние триста лет, после Великой Французской революции. В русской политической философии такое сообщество чаще называется этносом.
Народ – элемент либеральной мифологии, абстрактная общность, утверждающая государство и его конституцию. Неразличение нации и народа – причина большой путаницы в политической и моральной философии (особенно в нашей).
Тут возникает проблема, которая не всеми осознается. Как выражается Як, «почему народ прошлого должен брать верх над народом настоящего?» (с. 341). Народ, действующий в рамках уже существующей конституции, гораздо более стеснен, чем народ, впервые ее принимающий. Почему такая непропорциональность в пользу прошлого должна сохраняться, причем даже в самых либеральных теориях, отвергающих всякую связанную с прошлым традицию как тиранию и высмеивающих любые нерациональные основания принятия решений?
Один из американских отцов-основателей Джефферсон видел эту проблему. Он писал, что «по закону природы одно поколение для другого – как одна независимая нация для другой. Учредительное собрание в Филадельфии, очевидно, может создавать законы для будущих американцев не в большей степени, чем для современных китайцев» (с. 342-343).
И политики, и политические философы не задумываются об этом вопросе. Они не опровергают Джефферсона, а просто его игнорируют. Это показывает, что гражданская нация гораздо больше укоренена в традициях и связана с почитанием прошлого, чем привыкли думать те, кто противопоставляет гражданскую нацию этнической.