Духовные битвы

Шаманисты придерживались распространенного и на других континентах представления, что колдун своей смертью не умирает никогда, он всегда гибнет в битве духовной:

«Между тем были, как считается, определенные знаки, по которым даже простые шаманисты (солги най) определяли, что некий шаман именно в данный момент «сражается» и отдает врагу паняны простых людей. Это могла быть чрезмерно усердная приверженность шамана к камланию, когда он слишком долго яи (пел по-шамански), причем часто не по заказу клиента, а сам для себя, уединяясь и избегая слу¬шателей, что в целом было для шаманов не характерно. Такое по¬ведение говорило о том, что шаман находится в крайне затруднитель¬ной ситуации и что высока вероятность того, что, спасаясь и пытаясь отбиться от атакующего его чужого шамана, он, возможно, будет закрываться от нападения кем-то из его близкого окружения. Осо¬бенно очевидным образом это проявлялось иногда перед смертью шамана.

Так, когда известная шаманка М. П. Бельды перед смертью лежала в больнице, она часами пела по-шамански, и в то время, как говорят, “много людей умерло. Она сама врагу их отдавала, и они все умирали. Отдаст — умрет! Отдаст — умрет! В своем селе берет кого-нибудь и так отдает своему врагу!” (К. И. Киле)» (Булгакова, Шаманские войны, с. 176).

Даже смерть шамана (если отчаявшиеся люди его убьют) не гарантирует прекращения шаманской войны. Духи бессмертны, и шаман продолжает сражаться и после своей смерти. Помочь в этой ситуации может только другой шаман, который сумеет взять всё под контроль, и то – помочь не всем:

«Когда “происходит становление великого шамана, весь его ближайший род вымирает” (Ксенофонтов, 1992: 69)».

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Империя и русские

В 2022 году в «Новом литературном обозрении» опубликована переписка принца Шарля-Жозефа де Линя (1735-1814) с русскими корреспондентами.Принц де Линь много лет состоял на русской службе, переписывался с Екатериной Второй, Потемкиным,…

Память о Сопротивлении: узкий круг пассионариев

Память о Сопротивлении во Франции так и не стала всенародной. Коммеморативные мероприятия проводятся редко и подчеркнуто обращены к узкому кругу героев. Фильмов снимается немного, и существующие юмористические трактовки возможны, потому…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 67 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 22 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 103 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 66 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира