Оружие из живых людей

В аниме «Стальной алхимик. Братство», которое недавно обсуждалось на ФМО, сюжет направляется поисками философского камня, и персонажи прошли через много приключений, прежде чем узнали, что философский камень делается из живых людей. Знакомство с шаманскими практиками, из которых родилось и синто, и даосизм, подсказало бы героям, что это не так уж неожиданно.

Как пишет Татьяна Булгакова в книге «Шаманские войны», сильные шаманы применяют в своих незримых войнах тайное оружие – самострел из живых людей. Шаман строит этот самострел в духовном мире, стрелы, тетива и другие детали самострела – души людей. Шаману всегда доступны души его родственников, поскольку духи связаны с родом, а также души тех людей, которых шаман лечил.

Когда человек просит об исцелении, шаман не сообщает ему, что он тем самым разрешает шаману делать с его душой что угодно, и поместить душу в безопасное место или к себе в кошелек – зависит только от доброй воли шамана. Поскольку выживание в шаманских войнах напрямую зависит от доступа к ресурсу душ, то шаманы оставляют души себе, и могут их использовать в таких экстраординарных случаях.

Люди, из которых строится самострел, не знают, что они вовлечены в это действо. Но если выстрел из такого самострела оказывается неудачным и не поражает вражеского шамана – тот часто успевает заслониться чьей-нибудь душой из своего ресурса – то люди, входящие в самострел, умирают.

Это эзотерическое знание, шаманы говорят о нем неохотно и никогда открыто. Большинство шаманистов не знают об опасности, которая грозит каждому, кто обратился к шаману. Даже если они знают о шаманских войнах, то уверены, что их это не касается. Но их касается. Люди впадают в ступор, теряют волю, перестают есть и говорить, могут покончить с собой, внезапно испытывают конвульсии в момент, требующий концентрации: при переходе через реку по мосту, когда несут кипяток, когда держат ребенка.

Шаманские войны, как и войны гомункулов в «Стальном алхимике», как войны магов в мире Роулинг, идут за счет простых людей, не шаманов, без-духовных в прямом смысле слова. Платят за всё они.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 67 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 22 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 103 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 66 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира