Универсалистская тенденция в христианстве понимается как утверждение единых религиозных норм, стоящих выше любых различий. Универсализм в государственной сфере проявляется как обоснование легитимации единого для всех государственного порядка, сакрализация которого происходит посредством наместнической модели власти. В зависимости от того, кто признается наместником Христа, император или первосвященник, таким государственным порядком является империя под властью императора или (исторически) папы Римского. В обоих случаях универсализм христианства ведет к сакрализации монархического имперского правления. Новый Завет не призывает создавать новые государства, а также прямо враждебен идее национального самоопределения как источника легитимности государственной власти, нормативной для национальных европейских государств Нового времени.
Национальное самоопределение как источник легитимации государственной власти – новое явление в истории, получившее распространение в западной цивилизации в течение XIX – XXI вв. Два первых национальных государства в мире – это США и Франция. США образовались в результате национального сепаратизма. а Франция – вследствие национального преобразования уже существующего государства. Эти два способа до сих пор являются главными в образовании национальных государств, Начиная с 1878 года национально-государственный сепаратизм – единственная форма образования национального государства в Европе.