Эрик Фёгелин в «Новой науке политики» рассматривает гностицизм как внутреннюю сущность модерна, а Реформацию – как период, когда прежде гонимый и маргинальный гностицизм потеснил христианство во всех сферах и занял в европейской культуре лидирующее положение, которое с тех пор никогда не утрачивал.
К самым важным идеям гностиков относятся неприятие мира (убежденность в том, что этот мир по существу своему плох, создан злым богом, является адом) и деление людей на две категории: духовных (пневматики, гностики) и бездуховных. Люди делятся на духовных и бездуховных по факту рождения и изменить свой статус не могут никакими усилиями.
Люди духовные должны прожить свою жизнь, не замаравшись любовью к миру, они не должны доставлять удовольствие своему телу, должны принести всё телесное в жертву духовному, да с их складом личности ни о какой жертве и речь не идет: настоящему гностику этот мир так же отвратителен, как Румате Эсторскому Арканар (сравнение неслучайно). Этот мир годится только на то, чтобы быть разрушенным ради духовного мира света.
Реальные гностические группы модерна делают следующий шаг по сравнению с древними гностиками: этот духовный мир, идеал разрушения, они помещают в историю. И мир, и бездуховные люди, его населяющие, должны послужить материалом для реализации духовного идеала, который может меняться и принимать формы бесконечного коммунистического царства свободы, торжества демократии, открытого общества, либерального царства свободного рынка, Третьего рейха, который никогда не сменится четвертым, гуманистического идеального общества, эры Сингулярности трансгуманистов и так далее.
Вариантов идеального будущего много, структура учения одна: реальный мир с его обществами, государствами, нормами и людьми должен быть уничтожен ради идеального состояния, и сделает это группа гностиков, носителей высшей духовности.
Одной из заметных гностических групп в истории были пуритане – протестантская секта, проявившаяся в Англии в XVI веке. Английских пуритан описал теолог того времени Ричард Хукер (1554 – 1600), работу которого и анализирует Фёгелин. К этому обобщенному портрету пуританина в исполнении Хукера мы сейчас и перейдем.