Гностики античности и модерна

Эрик Фёгелин в «Новой науке политики» рассматривает гностицизм как внутреннюю сущность модерна, а Реформацию – как период, когда прежде гонимый и маргинальный гностицизм потеснил христианство во всех сферах и занял в европейской культуре лидирующее положение, которое с тех пор никогда не утрачивал.

К самым важным идеям гностиков относятся неприятие мира (убежденность в том, что этот мир по существу своему плох, создан злым богом, является адом) и деление людей на две категории: духовных (пневматики, гностики) и бездуховных. Люди делятся на духовных и бездуховных по факту рождения и изменить свой статус не могут никакими усилиями.

Люди духовные должны прожить свою жизнь, не замаравшись любовью к миру, они не должны доставлять удовольствие своему телу, должны принести всё телесное в жертву духовному, да с их складом личности ни о какой жертве и речь не идет: настоящему гностику этот мир так же отвратителен, как Румате Эсторскому Арканар (сравнение неслучайно). Этот мир годится только на то, чтобы быть разрушенным ради духовного мира света.

Реальные гностические группы модерна делают следующий шаг по сравнению с древними гностиками: этот духовный мир, идеал разрушения, они помещают в историю. И мир, и бездуховные люди, его населяющие, должны послужить материалом для реализации духовного идеала, который может меняться и принимать формы бесконечного коммунистического царства свободы, торжества демократии, открытого общества, либерального царства свободного рынка, Третьего рейха, который никогда не сменится четвертым, гуманистического идеального общества, эры Сингулярности трансгуманистов и так далее.

Вариантов идеального будущего много, структура учения одна: реальный мир с его обществами, государствами, нормами и людьми должен быть уничтожен ради идеального состояния, и сделает это группа гностиков, носителей высшей духовности.

Одной из заметных гностических групп в истории были пуритане – протестантская секта, проявившаяся в Англии в XVI веке. Английских пуритан описал теолог того времени Ричард Хукер (1554 – 1600), работу которого и анализирует Фёгелин. К этому обобщенному портрету пуританина в исполнении Хукера мы сейчас и перейдем.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

ООО и Дугин, Кант и чёрт

Объектно-ориентированная онтология – сравнительно новое философское течение, ему около двадцати лет. Оно возникло на воркшопе в Голдсмитсе, где выступили четверо философов Йен Грант, Рэй Брассье, Квентин Мейясу и Грэм Харман,…

Космополитизм против национализма: долг и справедливость

В своей монографии о национализме Б. Як анализирует космополитизм как возможную альтернативу национализму. Главный моральный аргумент космополитизма заключается в том, что национализм создает искусственные преграды между людьми, в то время…

You Missed

ООО и Дугин, Кант и чёрт

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 33 views
ООО и Дугин, Кант и чёрт

«Этерна»: книга, кино и реальность

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 46 views
«Этерна»: книга, кино и реальность

«Отблески Этерны»: новое начало

  • От ninaoft
  • 5 июля, 2025
  • 62 views
«Отблески Этерны»: новое начало

Алиса и экзистенциализм

  • От ninaoft
  • 2 июля, 2025
  • 58 views
Алиса и экзистенциализм

Космополитизм против национализма: долг и справедливость

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 41 views
Космополитизм против национализма: долг и справедливость

Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 45 views
Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского