Портрет пуританина: избранные

«Если движение, подобное пуританскому, полагается на авторитет письменного источника, тогда лидерам приходится формировать сами понятия и представления в человеческих умах таким образом, чтобы последователи автоматически связывали фрагменты и термины текстов с их собственным учением, какой бы необоснованной ни была такая связь, и чтобы с таким же автоматизмом они проявляли бы невосприимчивость к тому содержанию Писания, которое с этим учением несовместимо. За этим следует решающий шаг консолидации гностической позиции, то есть «убежде­ние людей доверчивых и весьма предрасположенных к столь полезным заблуждениям в том, что это благодаря особой озаренности Святым Духом они так восприимчивы к слову, как никто другой из читателей». Они начинают ощущать себя избранными, и этот опыт приводит к «окончательному отстранению таких людей от остального мира», так что в результате человечество оказывается поделенным на «братьев» и «мирских».

После консолидации гностического опыта социальный материал готов к тому, чтобы его экзистенциально представлял лидер. В связи с тем, продолжает Хукер, что такие люди предпочитают компанию друг друга остальному миру, они добровольно принимают советы и указания своих наставников, забрасывают собственные занятия и посвящают все время служению делу, а также оказывают щедрую материальную помощь лидерам движения.

Особо важную функцию в формировании подобных сообществ играют женщины, поскольку они слабы в рассуждениях, более восприимчивы эмоционально и занимают тактически выгодную позицию, что позволяет через них влиять на мужей, детей, слуг и друзей; их легче, нежели мужчин, использовать для получения информации о настроениях среди окружающих, а также они охотнее оказывают финансовую помощь» (Фёгелин, Новая наука политики, с. 282-283).

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Федоров – отец генетики и клонирования

Комментарий Светланы Семеновой к четвертой части произведения Николая Федорова «Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим». Комментарий предваряет примечания в первом томе сочинений Федорова, 1982…

Кенотическое богословие: кантианство в православии

В связи с актуализацией русской и православной философии после начала СВО часто стали упоминать кенозис Христа, кенотическое самоумаление и так далее. В википедии так объясняется, что это: «Кенозис – христианский…

You Missed

Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

  • От ninaoft
  • 9 сентября, 2024
  • 82 views
Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 30 views
В Москву! Критики о новой литературе

«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 21 views
«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

Федоров – отец генетики и клонирования

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 29 views
Федоров – отец генетики и клонирования

Успокаивающие средства для детей в западной культуре

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 41 views
Успокаивающие средства для детей в западной культуре

Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

  • От ninaoft
  • 31 августа, 2024
  • 42 views
Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?