«Если движение, подобное пуританскому, полагается на авторитет письменного источника, тогда лидерам приходится формировать сами понятия и представления в человеческих умах таким образом, чтобы последователи автоматически связывали фрагменты и термины текстов с их собственным учением, какой бы необоснованной ни была такая связь, и чтобы с таким же автоматизмом они проявляли бы невосприимчивость к тому содержанию Писания, которое с этим учением несовместимо. За этим следует решающий шаг консолидации гностической позиции, то есть «убеждение людей доверчивых и весьма предрасположенных к столь полезным заблуждениям в том, что это благодаря особой озаренности Святым Духом они так восприимчивы к слову, как никто другой из читателей». Они начинают ощущать себя избранными, и этот опыт приводит к «окончательному отстранению таких людей от остального мира», так что в результате человечество оказывается поделенным на «братьев» и «мирских».
После консолидации гностического опыта социальный материал готов к тому, чтобы его экзистенциально представлял лидер. В связи с тем, продолжает Хукер, что такие люди предпочитают компанию друг друга остальному миру, они добровольно принимают советы и указания своих наставников, забрасывают собственные занятия и посвящают все время служению делу, а также оказывают щедрую материальную помощь лидерам движения.
Особо важную функцию в формировании подобных сообществ играют женщины, поскольку они слабы в рассуждениях, более восприимчивы эмоционально и занимают тактически выгодную позицию, что позволяет через них влиять на мужей, детей, слуг и друзей; их легче, нежели мужчин, использовать для получения информации о настроениях среди окружающих, а также они охотнее оказывают финансовую помощь» (Фёгелин, Новая наука политики, с. 282-283).