Апокалипсис, СВО и ООО

Как знают мои постоянные читатели, я очень не люблю царящие в общественном сознании апокалиптические настроения, ощущение, что мы живем в эпоху кризиса, который смело можно назвать концом света, человека, цивилизации и культуры, и потому должны реагировать соответственно, то есть отслеживать, что сказал Трамп и Зеленский, собирать гуманитарку для фронта, читать только поэтов-патриотов, изучать только русский космизм, русскую религиозную философию или что-то еще душеспасительное. По-моему, эти варианты все плохи, но наиболее неприятный для меня как философа последний. В этом случае занятия чем-либо, кроме правильных идей, требуется отложить до лучших времен, «когда всё это закончится».

Лучше всех в современной философии эту позицию транслирует Александр Дугин, постоянно пишущий о кризисе человека и апокалиптическом смысле СВО. Мы в Донбассе пережили апокалипсис два раза, в 2014-м и в 2022-м, причем второй раз было уже попроще. Это всё не закончилось с 2014 года, и те, кто отложил все дела до после Победы, потеряли уже одиннадцать лет. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, тем более ученому, это перестать путать реальность и представления своей референтной группы об этой реальности. Локальный апокалипсис происходит постоянно, пора уже перестать беспокоиться и начать жить.

Приятно знать, что я не одинока в своих представлениях. Грэм Харман в книге «ООО: новая теория всего» пишет:

«Сейчас, однако, я хотел бы поговорить о несколько иной группе оппонентов объектно-ориентированной онтологии: о тех, кто считает общество и политику единственными предметами, имеющими наивысшую ценность. Они полагают, что любая философия, занимающаяся праздными, самовлюбленными темами вроде эстетики и онтологии «в такое время», попросту играет на лире во время пожара в Риме. Ведь все мы являемся частью общества, причем общества, политически организованного. И поскольку всегда есть веские основания полагать, что оно достигло момента небывалого кризиса, то всегда можно сказать, что каждый настоящий философ должен посвятить всю свою энергию этой подкупающей своей уникальностью теме».

Это сказано в 2018 году, но истинная философия не стареет.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 29 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 18 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 13 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 71 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 100 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 63 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира