Сериал «Преступление и наказание» (2024)

Сериал досмотрела. Сериал хороший. Создатели использовали многие произведения Достоевского. Даже второстепенные персонажи говорят словами Достоевского, особенно много отдано, как ни удивительно, Марфе Петровне. Лебядкинская песня про таракана в устах Катерины Ивановны – это находка.

Многие сюжетные линии и образы собраны из разных книг автора, и это правильно. Свои идеи Достоевский обдумывал постоянно и одни и те же образы использовал в разных книгах. Самые заметные примеры:
слабоумная Лизавета, поминутно беременная (ПиН) / Лизавета Смердящая (БК);
брак выдающегося парня с больной, убогой, неадекватной женщиной (Раскольников и Аграфенушка / Ставрогин и Марья Тимофеевна).

Герой-богоборец – вообще сквозной персонаж, его идеи одинаковы во всех романах. Это и Раскольников, и Ставрогин, и Кириллов, и Иван Карамазов. Неудивительно, что Раскольников говорит словами их всех. Параллели с Кирилловым тут особенно заметны, от Ивана Карамазова пришел черт, так что финал некоторым образом закономерен.

Меня как-то спрашивали, как можно для удовольствия перечитывать такое мрачное произведение как «Преступление и наказание». Посмотрев сериал и особенно его финал, я еще раз утвердилась в мысли, что это самый жизнеутверждающий роман автора: главный герой не сошел с ума, не повесился, не застрелился. Автор его любит и оставил жить.

Если бы у создателей сериала хватило смелости довести сюжет до нравственного перерождения Раскольникова, это было бы замечательно. Но не все вещи, наверно, можно показать. И того, что получилось, достаточно.

Очень хорош оказался Свидригайлов, канонный. Лужин сильно изменился: здесь это типичный маленький человек русской литературы, с детства унижаемый, не имеющий никакого капитала, кроме собственного терпения и угодливости, такой Молчалин, добивающийся всего любыми средствами. Это тоже лицо известное вплоть до Новосельцева Анатолия Ефремыча, но это не Лужин. Лужин в романе более уверен в себе и ему отводится роль главного антагониста, а не Свидригайлову. В сериале его попытка опорочить Соню вообще не мотивируется никак, думай что хочешь, а в романе это дьявольский расчет, который мог бы решить все его проблемы.

Соня более спокойная и просветленная, чем в романе. У Достоевского она на грани сумасшествия, думает о самоубийстве, и только мысль о детях ее останавливает. Раскольников вытащил ее из пропасти, появившись в ее жизни. По отдельности они оба почти неадекватны, вместе смогли спастись. Справедливо замечание Ницше: «Евангелия приводят нам точь-в-точь те самые физиологические типы, которые изображены в романах Достоевского».

Я рада, что у нас есть этот сериал. Искренне рекомендую.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

«Мой аджосси» – Достоевский по-корейски

Нестандартная дорама «Мой аджосси» (2018) – открытие нового года. Она не похожа на те чудесные дорамы, что я видела. Здесь нет небесных фей, попаданцев в царский дворец, девятихвостых лисов, хитроумных…

Сериал о Раскольникове

Посмотрела еще пару серий. Впечатление не изменилось, мне всё нравится. Всё отлично – по-прежнему кроме Дуни. Характер Дуни заметно изменили – не видно целомудрия и святости, о которых постоянно говорят…

You Missed

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 48 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 27 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 24 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 21 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 18 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

Смотры невест как механизм согласования интересов

  • От ninaoft
  • 30 января, 2025
  • 16 views
Смотры невест как механизм согласования интересов